Задумывались ли вы, почему дети все реже читают для удовольствия? Статистика свидетельствует о тревожных тенденциях. В Великобритании, согласно данным National Literacy Trust, только 34% детей в возрасте 8–18 лет читают для удовольствия, и это самый низкий показатель за 19 лет. В Украине ситуация не менее тревожная: только 16% детей регулярно читают, а 28% делают это только из-за школьных заданий или принуждения родителей. Принудительное чтение не вызывает любви к книгам – это только создает барьеры. Все эти препятствия возводим мы, взрослые. Итак, давайте поговорим о пяти таких барьерах и способах их преодоления.
Барьер №1: Взрослый в телефоне
Если родители проводят вечера в соцсетях, ребенку трудно представить себе чтение как увлекательное занятие. Чтение начинается на примере взрослых.
Как преодолеть?
Попробуйте «упражнение 24 часа чтения»: записывайте все, что вы читаете в течение дня – от новостей до рецептов. Анализ этого списка покажет, сколько времени уходит на механическое скроление, которое можно заменить общим чтением с ребенком.
Барьер №2: Погоня за количеством прочитанных страниц
Часто родители предпочитают толстые книги, недооценивая силу книг-картинок, способствующих развитию читательских навыков.
Как преодолеть?
Создайте ритуал вечернего чтения коротких книг. Обсуждайте обложки, иллюстрации, даже форзацы. Это способствует осознанному чтению и формирует у ребенка положительные эмоции, связанные с книгами.
Барьер №3: Несоответствие читательского и биологического возраста
Ребенку может быть сложно читать текст, не соответствующий его читательскому уровню. Например, длинные предложения или отвлеченные понятия могут отталкивать.
Как преодолеть?
Читайте параллельно две книги. Одна должна соответствовать читательскому уровню ребенка, а другую читайте ему вы, выбирая тексты более сложные или интересные. Так вы поможете ребенку постепенно повышать его уровень.
Барьер №4: «Не интересно!»
Фраза «моему ребенку не интересна ни одна книга» может быть следствием предыдущих барьеров. Но ее можно преодолеть посредством совместной работы.
Как преодолеть?
Вместе с ребенком создайте его «читательскую реку» — визуализируйте понравившиеся ему книги и не вызывавшие интереса. Анализируйте причины: возможно, книги были слишком сложны или не отвечали ее интересам.
Барьер №5: Вредные стереотипы о чтении
Иногда взрослые навязывают детям вредные установки: «надо дочитывать до конца», «классику читать обязательно» или «читать параллельно несколько книг — это плохо».
Как преодолеть?
Запомните права читателя, предложенные Даниэлем Пеннаком: право не читать, право не заканчивать книгу, право перечитывать, читать что угодно и где угодно. Разместите этот список дома или в классе, чтобы напоминать детям (и себе), что чтение – это свобода.
Чтение – это радость, а не обязанность
Любовь к книгам рождается в атмосфере уюта, интереса и свободы. Помните: ребенок начинает читать с ваших колен. Ваше участие, пример и готовность преодолевать барьеры вместе с ребенком — ключ к развитию его читательских навыков и любви к литературе. Чтение — это не наказание, а привилегия, которую мы должны передать нашим детям.